Советы родителям                                      10 простых способов быть опорой для своих детей 


Деткам поддержка нужна чаще, чем мы можем себе представить. В любое сложное время ребенок ищет опоры в родителях, если сами родители в дисбалансе, он либо становится "потерянным", уходя в более детское, более инфантильное состояние, либо сам становится опорой для своих родителей - очень быстро взрослея.

И в первом и во втором случае, не разряженное напряжение и нагрузка может разрядиться непредсказуемо в болезни, в эмоциональной вспышке, в бурной реакции на что-то незначительное с нашей точки зрения.   

 

 1. Дети, пережившие травматический опыт, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта. С ними можно и нужно - нарисовать "пряничного человечка" и его разрисовывать. Например, с подростками можно обрисовывать контуры тела на обоях, можно купить промышленные игрушки, на которых рисовать и затем смывать нарисованное.

 

2. Иногда дети в состоянии тревоги могут бояться рисовать что- то на "свободную тему". Им можно давать раскраски с четкими границами. Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки, рисовать нестандартными "кисточками" - спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап - капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем, обводить высохшую форму, придумывая, на что эта форма похожа.


3. Простой способ безопасно возвращаться "в себя" - обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони - это первая идентификация малыша. Первые отпечатки грязной маленькой ладошки на обоях - это первое "Я есть в мире". Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки - это ощущение и заполнение внутренней территории. Ладошка - олицетворение всего тела ребенка. Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта - мы для него придумываем игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать, прикасаться друг к другу. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.

 

4. Рисование или создание макетов домиков возвращает ощущение границ.

 

5. В случае если ребенок начал вести себя как ребенок более младшего возраста (так подсознание пытается вернуть безопасность) – пусть в руках у ребенка окажется что-то, что "меньше" его, что-то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста - куколка, маленькая машинка, игрушечный звереныш, даже клубок ниток- сам ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.

 

6. Лепите! Из глины, теста, хуже - пластики и пластилина. Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях.

 

7. Дети, пережившие травму, пытаются все контролировать. С ними важно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи мечты. Важно помнить, что в практиках они не закрывают глазки, боясь ослабить контроль. Многих взрослых раздражает, что они все время что-то вертят в руках (роняя и ломая). Для того чтобы снять напряжение в ручках, нужно одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность - нужно дать детям в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, шарики, наполненные мукой (крахмалом).

8. Для того чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами, можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний. Не называя воспоминания - дать метафору - просто смять бумагу, или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф. Ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка. Сделать из спичек и разноцветных ниток "ловцов снов" или вырезать ажурную снежинку - которая, как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.

 

9. Вырезать из бумаги ангела. Если я столкнулся с опытом, в котором родители, другие взрослые не могут меня защитить - я ищу опоры в чем- то бОльшем, чем человеческие возможности". Например, универсальный символ - ангел. Которому можно дать имя (делая его более одушевленным и личным), повесить над кроваткой, на стене или сделать гирлянду из ангелов.

 

10. С ребенком полезно делать шалаши, домики, играть в прятки, такой ребенок любит перекрываться одеялом или простынкой. Хорошая практика - "колыбелька", которая и возвращает контур безопасности и дает ресурс - взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что- то теплое в ушко.

Берегите себя и своих детей.