Личностно-ориентированные технологии обучения изобразительному искусству

Выготский писал: «…творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Всё, что сделано рукой человека, весь мир культуры являются продуктом человеческого воображения и творчества. Один из важных вопросов педагогики и психологии-это вопрос о развитии творчества у детей и значении творчества для общего развития и созревания ребёнка». И в настоящее время этот вопрос актуален. Современное образование направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Такое развитие обуславливает творческая среда, где проявляется индивидуальность личности. И в свою очередь развитие личности определяет уровень творческого продукта, его оригинальность и социально-научную значимость. Такая тесная взаимосвязь личности и творчества осуществляется личностно-ориентированным подходом на занятиях изобразительным искусством.

Личностно-ориентированное обучение ставит в центре внимания личность ребёнка, его самобытность, самоценность. Индивидуальные особенности личности определяют характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, поведение в социуме. К тому же, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Поэтому так важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности в процессе обучения и воспитания. Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода необходимо опираться на субъектный опыт ученика, учитывать его индивидуальную избирательность к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.

Образовательный процесс-это взаимодействие ученика и учителя, при котором происходит обмен опытом познания и творчества. Учитель, как носитель социально-культурных образцов, должен быть авторитетен для учеников. Поэтому так важно педагогу заниматься самообразованием и саморазвитием. Педагог должен быть не только «источником информации» и «контролером», но и диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

На уроках изобразительной деятельности я применяю такой личностно-ориентированный метод как метод диалога, когда ученик и учитель-собеседники, метод сравнений и ассоциаций, когда ученик может высказать свою ассоциацию по данной теме, продумать свой образ и сюжет. Мы стараемся обсуждать разные вопросы, проблемы. Ребята высказывают свои личные суждения, мысли, предположения. В атмосфере доверительного и уважительного общения ученики учатся высказывать своё мнение, даже если оно ошибочно. Важно в совместном диалоге найти правильное решение. Часто такой способ общения стимулирует творческую активность, проявление воображения и фантазии. Например, при рассматривании репродукций осенних пейзажей мы устроили импровизированное путешествие по осеннему лесу, переходя из одной картины в другую. Детская фантазия и воображение вылилась бурным потоком в обсуждении увиденного. При этом я старалась обращать внимание ребят на отличительные особенности, сходные закономерности в изображении (композиция, цвет, перспектива). В результате, казалось бы, монотонный процесс знакомства с картинами великих художников превратился в увлекательный и интересный, где каждый мог проявить свою внимательность, фантазию, высказать свои суждения. К тому же ребята с лёгкостью запомнили название полотен и авторов.

При подготовке к уроку важно учитывать не толь возрастные особенности учеников, но и их личный опыт. Подготовленный материал должен быть понятен и доступен каждому ученику и носить научный характер. В этом случае он будет полезен и эффективен в развитии и воспитании подрастающего поколения. К тому же важно учитывать интересы, запросы учащихся. Такой подход способствует стимулированию познавательных и творческих способностей детей. Так, например, ученики начальной школы знакомы с таким видом декоративно-прикладного искусства как Хохлома. На уроках посвященных этой теме ребята знакомятся с историей промысла, характерными её особенностями (композиция, цвет, элементы росписи), приобретают навыки и умения во владении кистью, опираясь на свой субъективный опыт. Итоговым занятием является роспись деревянного изделия, самостоятельный выбор композиции, цвета, элементов. Творческая итоговая работа подводит итог полученным знаниям и навыкам каждого ученика в отдельности, и мотивирует предыдущий образовательный процесс. Тем самым учащиеся расширяют и систематизируют свой личный опыт в области декоративно-прикладного искусства на основе научных знаний. И могут использовать свой личный опыт в других видах творческой деятельности, интегрировать в разных областях образовательной деятельности, выказать свою эрудированность в повседневной жизни.

Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В процессе работы над темой «Защитникам Отечества посвящается!» ученикам дано было задание подготовить материал к творческому рисунку. Ребята с большим энтузиазмом откликнулись на моё предложение. Подобрали наглядный материал, подготовили рассказ о героическом прошлом своих прадедов, прочитали литературу данной тематики. Каждый ребёнок самостоятельно проявлял инициативу в выборе и решении композиционных задач. Моя работа состояла в координации и помощи в планировании работы, в обращении внимания на ошибки и совместный с учеником поиск способа их устранения. В результате творческие работы получились интересными, самобытными. Каждый ученик стремился выразить свои впечатления и чувства, сформировавшиеся в процессе самостоятельной предварительной работы и коллективного обсуждения. Таким образом, на основе личностно-ориентированного подхода были достигнуты не только образовательные цели, но и воспитательные.

Учебный материал организовывается таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении задания. Выбор художественного материала, решение композиционных, цветовых, декоративных задач, самостоятельная работа и работа в сотрудничестве с педагогом, способствуют не только достижению более высокого уровня художественной выразительности изображения, но и стимулированию учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Фантазия, воображение, воплощаясь в творческой работе, способствует проявлению личностного «Я» и является способом самовыражения, самореализации.

Часто детские работы являются лакмусовой бумагой, на которой проявляется его психическое и эмоциональное состояние. Изучение творческих работ является одним из способов изучения, как личностных характеристик учащихся, так и их художественных способностей и возможностей, основанных на имеющихся знаниях, умениях. Такая психологическая и педагогическая диагностика способствует реализации личностного подхода к каждому ученику в отдельности. Анализируя диагностические исследования, педагог способен создать такие психолого-педагогические условия, которые позволят в едином коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Важно обеспечивать контроль и оценку не только результатам, но и процессу творческой деятельности. Оценка отличает сильные и слабые стороны в работе. С её помощью осуществляется анализ ошибок, вырабатываются пути решения задач, рекомендации для дальнейшей работы. Оценка всегда производна от содержания и требований задания. Но она должна фиксировать не уровень усвоения знаний, а характер организации деятельности ученика по овладению его содержанием. В моей работе я использую устный вид оценки творческой работы, где в первую очередь делаю акцент именно на старание ученика, основываясь на его способности, возможности и возраст, поскольку есть разновозрастные группы детей. Важно ребёнку дать понять, что его труд замечен и оценен по достоинству. Такой подход помогает поднять самооценку ученика, вселить уверенность в его собственные силы и возможности, стимулировать к творческому подходу в изобразительной деятельности. Большое значение играет и самооценка ученика. Умение видеть собственные ошибки, признавать их и находить верный способ устранения- дорого стоит. Оценка работы своего товарища также требует особого умения в использовании объективного подхода. Важно научить детей ценить и уважать не только свой труд, но и труд своего товарища, уметь вовремя и тактично оказать помощь, быть готовым к сотрудничеству.

Личностно-ориентированное обучение изобразительному искусству формирует умения:

  • самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

  • принимать самостоятельные и ответственные решения;

  • планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;

  • принимать ответственность за себя и свое окружение;

  • строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение способствует формированию социально ориентированной и социально значимой личности, способной к творческой и познавательной деятельности, к самореализации и саморазвитию.

Литература.

1.Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с.

2.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2007. – 96с.

3.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2008. - 176с.

4. Бондаревская, Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д. : Ростиздат, 2006. - 236 с.

5. Бондаревская, Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д. : Ростиздат, 2006. - 176 с.

6.  Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А. В. Хуторской. - М. : ВЛАДО-ПРЕСС, 2009. - 178 с