НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА-ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Данная статья адресована для концертмейстера-педагога в системе дополнительного образования детей. В ней отображены основные аспекты, роль дополнительного образования. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребёнку в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. В статье рассматривается группа компетенций, актуальных в рамках концертмейстера-педагога, позволяющие ему наполнить новым содержанием процесс обучения и открыть новые возможности, перспективы развития его творческого потенциала. Дополнительному образованию в современном общественно-педагогическом сознании отводится роль одного из ведущих средств личностного, духовного и физического воспитания детей. Направленность данного образования – многоплановое развитие личности Школьное образование дает определённый максимум знаний. Но порой, развивая умственные способности, педагог забывает о творческом развитии личности, её самостоятельности и инициативы. Поэтому дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Сюда приходят дети по желанию, потому что есть интерес, цель. В отличие от школы, здесь нет рамок, жёсткой оценки, нет стандарта, зато есть много авторских разработок. В дополнительном образовании существует свобода выбора направлений, содержание обучения. Ребёнок может выбрать педагога и группу, в которой он будет обучаться. В школе эти позиции регламентируются. Дополнительное образование детей – исключительно творческое образование, направленное на открытие и развитие потенциала ребёнка, побуждает его находить свой собственный путь. Оно формирует у ребёнка самосознание, ощущение ценности собственной личности, избавляя ребёнка от привычки действовать только по подсказке. Дополнительное образование позволяет удовлетворить запросы различных категорий детей разного возраста (социально незащищённых, инвалидов, одарённых и т.д.), используя потенциал свободного времени. Каждый обучающийся получает право выбора по интересам, а также возможность понять, что сделанный им выбор не помешает в будущем продолжить образование в других областях, т.к. здесь предусматривается синтез образования и самообразования. Педагогическая деятельность – это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним всё новые задачи, требует индивидуального, творческого отношения. Сложность профессии заключается в том, что этот труд, по существу, устремлён в будущее, а его результаты проявляются не сразу. Настоящий педагог должен многое знать и уметь. Он должен быть увлечённым, любить детей и своё дело. Современный педагог стремиться удовлетворить ожидания ребёнка в его поиске через создание новых объединений по интересам, привлечение новых педагогических технологий. Воспитанники ценят эрудицию, увлечённость, профессиональное мастерство, артистизм педагога. Соответствовать этому нелегко, но это путь к самосовершенствованию. В современном дополнительном образовании открываются новые возможности, перспективы развития не только детей, но и самих педагогов. Не составляют исключение и концертмейстеры. В настоящее время деятельность концертмейстера предполагает не только узконаправленную деятельность (музыкальное сопровождение занятий), но и необходимость тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог». При этом следует подчеркнуть, что именно музыкально- педагогическая деятельность является исходным звеном во всём, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объём необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества концертмейстера в приобщении воспитанников к музыкальному искусству. Рассмотрим группу компетенций, актуальных в рамках профессиональной деятельности концертмейстер:Психолого-педагогическая компетентность.Этот вид компетентности включает в себя необходимость знания возрастных этапов в жизни человека, а также управлять процессами профессионально - личностной деятельности. Эти умения помогут концертмейстеру правильно по- добрать музыкальный материал, методы и формы обучения в учебно-воспитательной работе, согласно каждому возрастному этапу. Научно-исследовательская компетентность.Научно-исследовательская деятельность даёт умение анализировать, диагностировать и производить оценку получаемых результатов. Она взаимосвязана с методической компетентностью, умение находить и внедрять в практику со- временные учебно-информационные технологии в сотворчестве с педагогом, с которым работает концертмейстер. Научно-исследовательская, методическая работа у концертмейстера осуществляется в нескольких направлениях: − работа над темой самообразования, накопление музыкального репертуара, изучение педагогического опыта коллег, знакомство с научной литературой, подготовка публикаций, методических рекомендаций; − участие в работе семинаров-практикумов, конференций, педагогических советах по пропаганде собственного педагогического опыта посредством открытых занятий, мастер-классов, выступлений.3. Педагогическая компетентность. Концертмейстер работает в сотворчестве с педагогом. Эта совместная деятельность является основополагающей при рассмотрении педагогической компетентности концертмейстера в условиях дополнительного образования. Концертмейстеру отводится роль давать теоретические знания по музыке, учится самой музыке, побуждая обучаемых к творческим поискам наиболее выразительных способов передачи художественного образа. Тем самым он: − формирует духовно-нравственную личность, осознающую ценность музыкальной культуры; − реализует образовательные программы, участвует в конкурсах, фестивалях различных уровней, организации и проведении досуговых программ учреждения.Компетентность в сфере технических средств обучения.Концертмейстер, участвуя в различных видах деятельности в учреждениях дополнительного образования, создаёт фонограммы, музыкальное оформление мероприятий. На помощь здесь приходят технические средства, компьютерные технологии: медиа-средства, обучающие программы, интернет.Профессионально-исполнительская компетентность. Сохранить исполнительскую форму – это важно. Способность «быть в форме», не деквалифицироваться в исполнительском отношении – свидетельство профессионально-исполнительской компетенции концертмейстера. Сюда входят: чтение с листа, транспонирование, аккомпанирование, художественно- образное мышление, опыт сценического поведения. Таким образом, проведённый набор компетентностей определяет профессиональную целостность концертмейстера, позволяет ему наполнить новым содержанием процесс обучения. У концертмейстера-педагога открываются новые возможности и перспективы развития его творческого потенциала в учреждениях дополнительного образования. Каждый человек должен быть профессионалом своего дела, тогда он сможет принести пользу обществу. Личность концертмейстера-профессионала определяет судьбу музыки как основу развития музыкальных и интеллектуально-творческих способностей, эмоциональных переживаний, общей человеческой культуры детей, а профессия имеет социальное значение, так как формирует основные качества личности обучаемых, их мировоззрение, мышление, вкусы.


Театральные будни и праздники.

В минувшую среду(18 ноября) музыкальный театр "Радуга звуков" представил на суд зрителей музыкальный спектакль под названием "Остров наук". Силами воспитанников 1 и 2 года обучения, учеников 5,3 1 ых классов была рассказана поучительная история про необязательного двоечника Вову(Краснов Алексей), который своим поведением обижает и дневник(Ерахтин Егор) и оценки. Оскорбленные оценки покидают дневник и отправляются на Остров наук- погостить у друзей и подруг. Поняв свою ошибку Вова обращается за помощью к Дневнику и они вместе отправляются в опасное путешествие. Неизменный соратник хороших оценок-Плюс (Сукманова Настя)рассказывает зрителю про таинственный остров, раскрывая карту перед зрителем. Наши герои попадают в Музыкальный город , где их встречают Король Скрипичный ключ(Сорокин Алексей)и королева Лира(Колесникова Елизавета).С первым заданием Вове помогают справится Ноты(Ученики 1 класса) и вот Пятерка( Моросеева Алена) вручает Вове символ "5"возвращается к нашему герою.Затем Вова попадает в город "Родной речи". Здесь Двойка (Шерстнева Женя) и Тройка (Юсипова Малика) строют козни- они перепутали все слоги в словах, но зрители помогают на этот раз Вове заработать "4".В роли родной речи Яринич Дарья( соло).Попав на станцию "Математика" нас ждет встреча с оценкой Четверкой(Ефимова Анастасия)которая пытается проверить Вовины знания, но на каверзный вопрос" Сколько будет кважды ква?" под силу ответить лишь ученикам 1 класса - песня Лягушачий хор под руководством Жабы-дирижера- Краснова И.Е. помогла герою с этой непростой задачей. Последний этап- Рисование-сложный по синтезу номер был исполнен сиоами учеников 3а и 3б классов. Злая Двойка украла палитру, но краски ожили и пришли на помощь Вове- под песню "Мир который нужен мне" ребята исполнили танец с разноцветными лентами, олицетворяющими живые кисти и краски художника, коим стал на тот момент Вова, изображающий на мольберте яркую силу искусства. Апофеозом праздника стал гимн студии по ее одноименному названию. Под аплодисменты зрителей все герои спектакля собрались на памятную фотографию.


Патриотическое воспитание детей средствами музыкально-театральной деятельности.

5 мая 2015 г. на базе МБОУ СОШ №6

состоялось праздничное мероприятие,под названием «Дети войны», посвященное 70-летию Великой Победы. Творческого обьединение музыкальный театр

«Радуга звуков»(МБОУ ДОД ЦВР г.Королев) под руководсвом педагога Красновой И.Е.

представили на суд зрителей концерт, на котором были представлены разные

музыкальные и театральны жанры.

Концерт открыла композиция «Начало

войны».20 ребят показали как в одно мгновение мирная беззаботная жизнь, под ударом судьбы

превратилась в поле войны. Вальсирующие пары распались и вдруг стали стройными рядами солдат как один

вставших на защиту Родины в далекое утро 22 июня 1941г.

Инструментальный жанр был представлен

ансамблем гитаристов, который исполнил

песню «В землянке»( муз.К.Листов, сл А.Сурков).Краснов Алексей, Юсипова Малика

вместе с педагогом постарались передать атмосферу краткого перемирия между

боями.

Следующй номер программы представил

своеобразную летопись войны. Песня «О той весне»-театрально-хоровая композиция

позволила зрителю окунуться и прочувствовать дух тех нелегких для страны и

людей времен.

Тему праздника поддержала инсценировка военной

песни «Маленький трубач»(сл. и муз.С.Никитин).В организации

полноценно-правдивой интерпритации произведения активно поучаствовали родители

ребят- позаботились о костюмах военных лет. Для поддержания патриотического

духа номера дети под руководством педагога создали декорации и атрибуты. Гибель командира- в роли Якобсон Артем, «Ранение»( в ролях Божук Арсений, Выборных Юлия, Низовцев

Серафим), «Безутешное горе матери- роль которой сыграла Семенова Юлианна, подвиг

трубача- в роли Бегунков Радомир- все это

удалось показать ребятам с помощью театральных приемов.

Номер «Закаты алые» в редком жанре

синкретизм, сочетал в себе трио вокалистов Краснов Алексей, Самородская

Анастасия и Татаренко Варвара которые прекрасно справились с нелегкой задачей

двухголосного пения.

танцевальный ансамбль из девочек 2-4

классов отразили противостояние жажды

жизни с неотвратимо надвигающимся

дыханием смерти. Олицетворением смерти послужило использование антрацитово -

черного шифона.

Алые

шарфы в руках девочек символизировали

кровавые слезы войны, которые превратились в образ вечного огня в руках детей и звезду Победы.Продолжил

концерт номер «Кукла».Проникновенный

образ в стихотворении В.Тушновой

абсолютно достоверно воплотила Самородская Анастасия показавшая беспомощную

растерянность и несломленный дух детей того времени.Проникновенно прозвучали стихи о

подвиге героев в устах Татаренко Варвары.

Важую

роль в патриотическом воспитании учащихся презентация «Маленькие герои большой

войны», дополненная рассказами педагога.

Острейшей кульминацией праздника можно смело назвать минуту молчания,

которая предварялась призывным поэтическим словом.Звенящая тишина наполнила

аудиторию и обьединила детей, родителей и педагогов в едином протесте протесте

фашизму!Как твердая надежда на бадущее прозвучала песня «9 мая-весна».Свежее

дыхание музыки всколыхнуло в сердцах зрителей и исполнителей веру в победу!


Музыкальный театр как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство),творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка.  Младший школьный  возраст - период, когда  развиваются  первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя.

Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды; фольклорные праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления..

При анализе обучающих программ, сочетающих театрализованное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной «Программе воспитания и обучения» под ред. М.А. Васильевой.

В дополнение к программе М.А. Васильевой используют технологии с применением театрализованной деятельностью, такие как: Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности    младших школьников», А.Е. Антипиной «Театрализованная  » и С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра».При этом обособленно стоят программы творческой группы «Синтез» и авторская программа Е.Г. Саниной «Театральные ступеньки».Вот некоторые театрализованные игры и задания, которые используются мной на занятиях музыкальным театром:

 

Раздел 1.Основы актёрского мастерства

Тема 1. Логика действий и предлагаемые обстоятельства.

Практика. Этюды по К.С.Станиславскому.

На память физических действий: «Натираю пол», «Собираюсь на дачу», «Ловлю рыбу», «Принимаю лекарство от боли в животе», «Стираю», «Играю на скрипке», «Чищу сапоги».

Этюды на публичное одиночество: «Получаю телеграмму о смерти близ-

кого человека», «Учу урок, мешает звонок по телефону, стук в дверь»,

«Ворую лакомства».

Этюды в предлагаемых обстоятельствах: «Если бы», «Когда?», «Где?»,

«Для чего?», «Почему?».

Тема 2. Связь словесных действий с бессловесными элементами

действия.

Практика. Этюды по К.С. Станиславскому.

Этюды на внимание: «Рассматриваю предмет и рассказываю о нём», «Рассматриваю два предмета, отыскивая их сходство и различие».

Этюды на фантазию: «Где я нахожусь?», «В зоопарке», «На уроке», «Во

дворе», «В лесу», «В транспорте», «День рождения».

Тема 3. Бессловесные элементы действия.

Практика.

Этюды на сообразительность, воображение и фантазию: «превращение

предмета», «Превращение комнаты (атмосфера)», «Превращение детей».

Этюды на внимание: :Определить вкус во рту», «Зеркало: повторять

движения партнёра, его мимику».

Упражнения на развитие воображения: Идти – по горячему песку, по бревну,

по грязной дороге, по узкой тропинке; бежать – от злой собаки, попав под

дождь, опаздывая в театр, сидеть – в цирке, у телевизора, с удочкой у реки.

Скороговорки.

Репертуар: «Как Кирилл заговорил» Л. Каминский, «Бульдог и Таксик» Д.Хармс, «Разговор с котом» В. Леванский.

Тема 4. Словарная работа. Образный строй речи.

Теория. Интонации, как выражение разнообразных чувств. Логическое

ударение – выделение отдельных слов во фразе, определяющих

её смысл и выразительность. Чёткая, грамотная

Практика. Интонационная выразительность речи – «Фраза по кругу», «Эхо».

Игры: «Сочини сказку», «Моя сказка».

Рассказ сказки, стиха от имени разных героев.

Составление предложений с заданными словами.

Дидактические игры: «Логопедическое лото», «Подбери и

назови», «Поезд».

Работа со скороговорками.

Репертуар: Стихи: «Дракон» В.Берестов, «Жадина» С.Маршак, «В трамвае

А.Шлыгин, «Считалочка» Б.Заходер, «Колдунье не колдуется» М.Бородицкой, «Веселый старичок» Д.Хармс, забавные стихи без конца «Вежливый слон», «Комар и слон» В.Лунин, «Три собаки», «Кошка» В.Еремин, «Приятная встреча» Б.Заходер.

 

Заключение.

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру. Синтез двух огромных пластов музыки и театра способствует развитию не только музыкальных способностей, но и личности ребенка в целом!