Международный фестиваль жестовых песен «Душа поет» как современный вид инклюзивного творчества.

Международный фестиваль жестовых песен «ДУША ПОЕТ» проводится

для детских и молодежных творческих коллективов инвалидов по слуху.

Фестиваль проводится при поддержке Правительства города Москвы:

  • Департамента Социальной защиты населения г. Москвы, министра руководителя департамента Петросяна В.А.

  • Московской патриархии

  • Детского доктора Мира - профессора Рошаля Л.М.

  • Художественного руководителя ансамбля «Берёзка», профессор, народная артистка Кольцова М.М.

  • Депутата Государственной думы Крупенникова В.А.

  • Комитета общественных связей г. Москвы

  • МГО ВОИ Лобанова Н.В.

  • МГО ВОГ Базоев В.З.

  • Филиала московского дома «Общественных организаций»

  • Управы Таганского района ЦАО г. Москвы.

 

Цели фестиваля.

  • - Социализация детей и молодежи - инвалидов по слуху через творчество, развитие их творческого потенциала;

  • - Снятие социальной напряженности, воспитание толерантности в обществе;

  • - Демонстрация достижений молодежного самодеятельного творчества в жанре жестовой песни, обмен опытом руководителей самодеятельных творческих коллективов.

 

Задачи фестиваля.

  • - Выявление и поддержка талантливых детей и молодежи с нарушением слуха;

  • - Обмен опытом между творческими коллективами, специалистами, педагогами и социальными работниками;

  • - Привлечение внимания к проблемам неслышащих детей и молодежи в обществе.

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Когда наш коллектив пригласили участвовать в Международном фестивале, возник вопрос: как подготовить детей, к тому, что им необходимо будет взаимодействовать с детьми, которые их не слышат? Дети маленького возраста 6-9 лет, в обычной жизни не видели никогда, либо видели в единичных случаях глухих людей. Которые общаются не как они, а жестами, и всегда спрашивают, что это делают люди. Для них это не понятно. В силу своей беспечности дети же могут и показать пальцем на человека который общается , не как они. Поэтому до того как приехать на фестиваль мы проводили беседы. Говорили о том, что это такие же дети, только общаются они по-другому. Объясняли, что есть язык жестов, при помощи которого глухо-немые дети общаются между собой. Что нельзя указывать на таких деток пальцем. Или как-то особо реагировать на их общение. У детей с отклонениями по слуху эмоциональный баланс более тонкий, такие дети могут более резко реагировать даже на самые обычные вещи. Поэтому, при контакте с такими детьми нужно намного аккуратней себя вести и не обижать глухонемых деток.

Нам предстояло выступать на сцене именно с такими детьми, и здесь тоже были свои трудности. Глухонемой ребенок, выходя на сцену, занимает свою «точку» и в большинстве случаев во время исполнения жестового пения с нее практически не сходит, потому что, перед ним стоит сурдопереводчик, который показывает ему ритм и так, скажем, помогает услышать музыку через руки. Стоя на сцене, если до выступления это не было оговорено, какое-либо касание, или выход танцора перед глухонемым, невозможен, потому что это может отвлечь его и нарушить контакт с сурдопереводчиком, напугать его или просто сбить с толку. При постановке подтанцовки для глухонемых детей это обсуждалось с участниками нашего коллектива и объяснялось, для чего это все делается. Подготовка проводилась долгое время. Показывались различные видео, на которых глухонемые люди жестикулировали руками. Все это делалось для того, чтобы дети смогли понять, что глухонемые такие же обычные люди, только со своими особенностями, а не «обезьянки» в зоопарке, на которых можно как-то по-другому реагировать, некрасиво себя вести и указывать на их недостатки. С таким опытом у детей появляется уважение к людям с ограниченными возможностями, они учатся контактировать с особенными людьми. Учатся воспитанности, доброте и дисциплинированности.

Наш коллектив «Нон-Стоп» первый раз пригласили принять участие в международном фестивале жестовых песен «Душа поет» в 2011 году. С тех пор мы ежегодно принимаем участие в нем. Наши дети в возрасте от 6 до 15 лет каждый год выступают с глухонемыми людьми на подтанцовке. Было поставлено более 10 постановок специально для фестиваля. Дети нашего коллектива имеют большой опыт в общении с детьми с ограниченными возможностями по слуху. Они знают как вести себя на сцене с такими людьми. Знают, какие трудности преодолевают глухие дети, стоя на сцене. Это учит их уважать и взаимодействовать на сцене с кем-либо.

 


«Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей»

Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения - выразительность, ритмичность, четкость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутье и соответствующая подготовка.

Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные.

Есть, скажем, дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вовремя вступить на нужной доле такта.

Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша. Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как воспринимает малыш счет на четыре четверти. Затем стоит проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на три четверти, придающий совсем иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняется, как чутко улавливают они разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки), меду аллегро и адажио (быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением и нарастанием силы звука). Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий.

Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволит вам с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям.

Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся малышей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.

Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным.

Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Специалисты, выбирая для занятия фрагменты того или иного произведения, сами должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Танцующие игрушки в «Щелкунчике», Куклы Коппелиуса из «Копеллии», «Игра в лошадки» из «Тщетной предосторожности» - вот лишь некоторые образцы, которые можно взять для сопровождения хореографических занятий.

Во время занятий надо выкроить несколько минут чтобы рассказать своим обучающимся о балете, музыкальные фрагменты которого они слышат.

Все, о чем говорится здесь, направлено к одной цели: сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.