Скачать
Леворукие дети в музыке.docx
Microsoft Word документ 14.9 KB

Благотворное влияние игры на фортепиано

Зеленцова Ю.А.,концертмейстер, преподаватель общего фортепиано МБОУ ДОД «Школа искусств» г.Королёв. 

 

Как-же приятно слушать звуки рояля. А когда эти звуки издаёт Ваш юный пианист, старательно исполняя этюд для Вас, в сто раз приятнее. В такие моменты хочется, чтобы время остановилось.

Играть на пианино не только приятно, но и полезно. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее и оздоровительное воздействие. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Всегда хочется оправдать доверие родителей, отдающих педагогу самое дорогое в жизни — своих детей. Чувствуется огромная ответственность не только за процесс учебы, но и за здоровье своих учеников.

Нам постоянно приходится сталкиваться с проявлениями неравномерного речевого развития, затрудненного дыхания. При большой скорости речи ребенок не в состоянии управлять дыхательным процессом. А ведь нормальное дыхание — важный фактор, определяющий здоровье человека. Подвижность нервных процессов, темперамент — все это отражается в речи, ее скорости и динамике. По особенностям речи очень легко почувствовать состояние нервной системы ребенка.

Известно, что моторно-мышечное развитие находится в тесной связи с устной речью. Именно от синтеза речи и дыхания зависит результат творческого процесса. Игра на фортепиано позволяет одновременно подключить голос. Даже у многих музыкально одаренных детей могут быть нарушены связи двигательных систем коры больших полушарий мозга. Преобладают или сенсорные, или моторные функции. Нотно-клавишный процесс гораздо сложнее, чем буквенно-голосовой. Одновременная игра и пение приводят к согласованности разных функций полушарий мозга.

Без нормального дыхания пианистические возможности ученика заведомо ограничены. При ежедневной работе, при многократном повторении музыкального материала может произойти улучшение как дыхательного, так и речевого процесса.

Работа с учеником носит индивидуальный характер и не подлежит стандартному объяснению, какового и нет, ведь у каждого ученика свое физическое и психическое здоровье, разные музыкальные способности.

Ослабленным детям как воздух необходима крепкая пианистическая школа для абсолютно свободного кровообращения. Однако начинать следует все-таки с сольфеджио.

От речи ребенка, как уже ясно, во многом зависит артикуляция пальцев. При сольфеджировании по нотам подключаются и глаза, что содействует развитию зрительного восприятия. Сольфеджирование представляет собой основу для формирования необходимых физических связей, ощущения единства органов восприятия, так важного в фортепианной игре. Вступают во взаимодействие сенсорные связи «вижу — слышу — осязаю».

Если звук подкреплен естественной работой мышц рук и пальцев, то звуко-рече-мышечные сигналы перерабатывают информацию обоими полушариями головного мозга, которые начинают функционировать одновременно. Музыка как наука обрела становление еще при Пифагоре. Арифметика, музыка, геометрия и астрономия, эти «четыре искусства» могли привести к гармонии человеческую душу. С тех пор музыке, как и другим наукам, присущи как эмпирический, так и теоретический методы познания.

В музыке нельзя полагаться исключительно на интуицию и ощущения. Генетика, физиология и психология — это те «три кита», без которых невозможно преподавание музыки. Мало кто из педагогов-пианистов по-настоящему изучал эту смежную с искусством тему, хотя для специалистов в нашей области все это крайне важно!

Связь между музыкой и физиологией давно всем известна. Уроки фортепиано создают все предпосылки для здорового формирования организма ребенка. Столько вокруг детей, которым могло бы помочь творчество! Тем временем педагоги стремятся обучать только талантливых детей, а ведь таких совсем мало. Не исключено, что и у юных дарований могут существовать физиологические проблемы.

Фортепиано - это единственный инструмент, способный заменить характер звучания оркестра, поистине король инструментов. В тиши гармоний и созвучий с другом-роялем всегда можно поделиться горем, неожиданной радостью, излить свои чувства, пофилософствовать и просто отдохнуть. Лечебные возможности этого инструмента очевидны. В процессе игры на рояле закрепляются определенные положительные умственные навыки, представляется редкая возможность коррекции высших функций головного мозга ребенка с помощью движения рук, формируются тактильные (осязательные) механизмы, связанные с некоторыми структурами периферической нервной системы.

Пальцы, руки, спина, все тело ребенка несут колоссальные информативные сведения о внутреннем состоянии организма. Звук непосредственно направляется через нервные окончания пальцев к коре головного мозга и возвращается обратно к кончикам пальцев. То есть задействованы и прямая и обратная связи.

Фортепианная педагогика - это кладезь оздоровительных приемов, это модель чувственного восприятия. Умственные образы превращаются в звук. Перед нами открывается редкая возможность звуковой терапии.

Терапевтическая ценность музыки заключается в благотворном воздействии на физиологию и психологию человека. (Продолжение следует).