Состояние проблемы интеграции основного общего и дополнительного образования школьников в современных условиях

Скачать
Состояние проблемы интеграции основного
Microsoft Word документ 25.7 KB

     Платок в технике «холодный» батик

Цель:

§  научиться расписывать ткань в технике «холодный» батик.

§  выполнить платка.

Задачи:

§  ознакомить с понятием и техникой «холодный» батик;

§  пояснить последовательность этапов работы в технике «холодный» батик;

§  способствовать приобретению навыков работы над батиком;

§  познакомить с возможностью создания солевого эффекта;

§  развить фантазию и воображение.

Прелагаемая информация:

§  о батике;

§  о последовательности работы в технике «холодный батик»;

§  об основах цветоведения;

§  о композици платка.

Творческая часть:

§  Выполнение платка.

Оборудование: ткань на подрамнике, кнопки, эскиз, резерв, краски для батика, кисти, вода, палитра.

 

Мастер-класс по батику

Батик (роспись по шелку) давно уже завоевал сердца женщин своими волшебными переливами и чистотой полупрозрачных цветов. В наше время, когда материалы для батика можно купить в любом магазине для художников, работа в этой технике доступна любому желающему и в домашних условиях. Даже если вы не умеете рисовать, все равно не стоит лишать себя этого удовольствия, ведь в арсенале батика множество «хитрых» и эффектных приемов, способных помочь вам создать по-настоящему удивительные вещи!

1. Итак, давайте попробуем классический холодный батик. Холодным его называют из-за использования холодного резерва (состав, ограничивающий растекание краски по ткани), в то время, как в горячем батике в качестве резерва используют расплавленный (горячий) воск или парафин. Для работы вам понадобится ткань (шелк или шифон), бумага и маркер, кнопки, подрамник для ткани (ткань можно натянуть и на обычные пяльца), палитра, мягкие кисти разных размеров, 2 стакана с водой, краски по шелку, резервирующий состав (в нашем случае бесцветный), стеклянная трубочка для резерва, бензин, аптечная «груша», контуры по ткани любых цветов( у нас «бронза»), соль и мочевина для «спецэффектов».  
2. Для начала необходимо определиться с рисунком. Можно создать свой 
авторский, а можно распечатать любой понравившийся. Формат бумаги должен соответствовать формату подрамника. Ткань необходимо отрезать, тоже ориентируясь на размер подрамника, но с небольшим припуском (ведь крепить ее мы будем кнопками с обратной стороны подрамника)

3. Шелк — достаточно тонкая ткань, поэтому, если приложить рисунок с изнанки, его будет хорошо видно (для надежности лучше обвести контуры рисунка на бумаге черным маркером, — так виднее)
4. Подготовка закончена, можно приступать к работе. Первый этап — нанесение резерва. Резерв наносится специальными трубочками (чаттинг). Для холодного батика идеальны стеклянные, с тоненьким носиком. Чтобы набрать в трубочку резерв, можно прибегнуть к всевозможным хитростям, используя подручные средства. Кстати, после работы с резервом, трубочку нужно помыть бензином или керосином.
5. Резерв не дает краске растекаться по ткани, создает барьер для цветовых пятен, поэтому наносим его по контуру рисунка (тому, что на бумаге под тканью). Резерирующие жидкости бывают разных цветов, мы в этой работе используем прозрачный. Наносим очень аккуратно, двигая по ткани трубочку с одинаковым нажимом и постоянной скоростью. Здесь бы пригодились навыки перьевого письма, знакомые нашим прадедам, но нами утраченные.
6. И вот, когда мы обвели все контуры рисунка резервом, случается страшное — прозрачная резервирующая жидкость подсыхает и блекнет. Не волнуйтесь! Есть волшебное средство — просто смочите ткань чистой водой с помощью широкой беличьей кисти, и контур проявится!
7. Теперь можно открывать и баночки с краской. Дальнейшая работа не вызовет трудностей ни у кого, кто когда-либо рисовал акварелью. Цвета можно предварительно смешивать на палитре, для снижения яркости разбавляйте краску чистой водой. Следите, чтобы вода в стаканчике была постоянно чистой, батик не любит грязных цветов!
8. Цвета можно наносить так, чтобы они плавно перетекали друг в друга. Не бойтесь того, что ваше пятно потекло куда-то не туда, для батика такая размытость — достоинство.
9. Конечно, для красивых цветовых переливов нужно подбирать сочетаемые цвета.
10. Не бойтесь эксперементировать — добавьте вашей работе ярких контрастных пятен!
см рис 1 

11. Фон должен оттенять всю работу — сделайте его или слабым и размытым, или, наоборот, ярким и насыщенным — тогда будет выделяться центр вашей композиции.
12. Итак, почти вся работа закрыта цветом, можно окинуть ее строгим взглядом, кое-что поправить…
см рис 2 

13. И приступить к СПЕЦЭФФЕКТАМ! Представляете, если просто-напросто посыпать на влажные от краски пятна соль, то получится… Удивительные узоры!
14. Здесь они проступают еще сильнее… Но нам некогда отвлекаться, пора приступать к нанесению контура. Он поставляется в тюбиках и бывает разных цветов (у нас бронза), им можно выделить какие-то важные участки полотна, нанося поверх бесцветных полос резерва.
15. А вот и уже готовая работа. Когда она высохнет, соль можно стряхнуть, прогладить ткань утюгом для фиксации красителя, после этого никакая стирка вашему шедевру будет не страшна. 
Надеемся, этот мастер-класс вдохновит вас на создание своих шелковых шедевров! Вдохновения и удачи всем!

 


см рис 3 


                 Свободная роспись

Тема занятия: «Свободная роспись»

Цель занятия:

§  научить детей расписывать ткань в технике «свободной росписи».

§  выполнение детьми панно на тему «Туманный пейзаж». 

Задачи занятия:

§  ознакомить с понятием и техникой «свободной росписи»;

§  пояснить последовательность этапов работы в технике «свободной росписи»;

§  способствовать приобретению навыков работы над батиком;

§  познакомить с возможностью создания туманного и солевого эффекта;

§  развить фантазию и воображение.

Прелагаемая информация:

§  о батике;

§  о последовательности работы в технике «свободной роспси»;

§  об основах цветоведения;

§  о композици.

Творческая часть занятия:

Выполнение панно на тему «Туманный пейзаж». 

Оборудование:

Для педагога: изделия в технике «свободной росписи» для демонстрации, иллюстрации с изображением различных пейзажей,эскизы деревьев, выполненные акварелью, эскизы пейзажей с изображением деревенских домиков, заборов и т.д., краски для батика, соль, кисти беличьи.

Для ученика: ткань на подрамнике, эскиз, краски для батика,соль, кисти беличьи, вода.

Примерная схема плана-конспекта занятия 

1. Приветствие. Педагог приветствует учащихся, сообщает тему занятия – «Свободная роспись».

2. Введение в предлагаемый образовательный материал. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу.

3. Предлагаемый образовательный материал дается в форме рассказа о батике и технике «свободной росписи».

 

Под термином «батик» понимают все виды ручной росписи ткани. Существует несколько видов роспи – это «горячий батик», «холодный батик», «узелковая роспись», «свободная роспись» и др.

Сегодня мы с вами изучим одину из техник росписи ткани –»свободная роспись». «Свободная роспись» называется роспись ткани без применения резервирующего состава и горячего воска. В этой технике часто используется солевой эффект.

Для того что бы дети лучше поняли последовательность выполнения панно в технике «Свободной росписи» необходимо продемонстрировать методическое пособие, где показано пошаговое выполнение работы (от светлого к темному).

Необходимо так же рассказать об особенностях композиции горизонтально и вертикального панно.

Обычно для «свободной росписи» выбирается примерно одна цветовая гамма, так как краска перетекает друг в друга Необходимо чтобы до начала работы учащиеся согласовали колорит. Ненавязчиво даются советы по выбору пейзажа наиболее подходящего для «свободной росписи», объясняется, что изображение будет сильно размыто и стилизовано (при необходимости педагог поясняет, что такое стилизация).

Необходимо напомнить о правилах воздушной перспективы при работе над пейзажем:

§  Работу начинаем сверху вниз;

§  Помните, что вверху небо темнее, а ближе к линии горизонта светлее;

§  На заднем плане предметы теряют ясность и четкость очертаний;

§  Передний план четкий, хорошо прорисован.

4. Для закрепления информации проводится творческая часть занятия.

Переходя к самостоятельной работе учеников, педагог напоминает о том, что краски, наносимые друг на друга или близко друг к другу смешиваются. Поэтому целесообразно всегда начинать со светлых тонов и каждых последующий слой делать более темным.

Далее учащиеся выполняют работу, а педагог следит за её правильностью, помогает устранять и предотвращать ошибки.

Дополнительные эффекты, а также устранение некоторых ошибок можно провести с помощью солевого эффекта. Когда ткань еще не совсем высохла, ее следует посыпать солью (там где это необходимо, например – в кронах деревьях, облаках). После полного высыхания работы – смахнуть соль жесткой кистью и прорисовать детали переднего плана.

Как правило, полученные результаты и собственные возможности удивляют и радуют детей, что пробуждает и укрепляет их интерес к искусству росписи ткани. 

5. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.

Вопросы для закрепления материала:

§  Какие росписи ткани существуют?

§  В чем особенность «горячего батика»?

§  В чем особенность композиции платка?

Критерии оценок

Оценивается:

§  идея;

§  самостоятельность выполнения задания;

§  разнообразие цветовой гаммы;

§  качество исполнения;

§  эстетический уровень;

§  наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном.